Hosted by uCoz
| Главная страница | История | Информация и советы | Статьи | Люди и автомобили | Фотогалерея | Юмор | Объявления | Фирмы и сайты |
   Конец эпохи "дилижансов"
   Sabra Sports 1962 - Из земли обетованной
  Авто-этикет в Израиле
   Автотранспорт израильского производства в АОИ

Алекс Ранев

КОНЕЦ ЭПОХИ "ДИЛИЖАНСОВ"

Прогресс стремительно несется вперед. Инженерный разум техногенного общества создает новшества, еще вчера казавшиеся ненаучной фантастикой. И, спеша угнаться за этим прогрессом, мы безжалостно выбрасываем на свалки отслужившие свой век или "морально устаревшие" пылесосы, кондиционеры, магнитофоны... И только автомобили обретают вторую молодость. Как хорошее вино или предмет антиквариата, они с возрастом лишь прибавляют в цене. Казалось бы - и удобства не те, и дизайн устарел безнадежно, и мотор слабоват. Зато какое наслаждение, какой шик - проехаться по улице в автомобиле, которых во всем мире осталось в лучшем случае несколько десятков, а то и вообще раз, два и обчелся...

На нашей доисторической родине особенно вездо в деле общения со старыми машинами разве что питерцам, рижанам и одесситам - в этих городах несколько раз совместными усилиями энтузиастов-автолюбителей проводились ралли старинных автомобилей. От зрителей не было отбоя, возможность проехать хотя бы несколько метров рядом с водителем была пределом желаний. Да и я в детстве любил наблюдать за съемками какого-нибудь военного детектива или драмы из жизни буржуа эпохи дикого капитализма: ведь в этих фильмах автомобили всегда были спутниками героев, как положительных, так и отрицательных.

Впрочем, и сегодня "Моадон №5" проводит пробеги старинных машин - раз в две недели и, как правило, на исходе субботы. Приходите взглянуть - не пожалеете.

Передвижная выставка

Мало кто знает, но маленький еврейский квартал,основанный в начале ХХ века евреями-поселенцами из Восточной Европы на окраине города Яффо и названный Тель-Авивом, вскоре станем не только транспортным центром всей Эрэц Исраэль, но и считался "ближневосточным Детройтом". Вспомнить об этом было решено в рамках празднования 55-летия создания Государства Израиль, в связи с чем открылась передвижная выставка "Старинные автомобили Израиля, 20-60 годы".

Это был совместный проект музея "Эгед" г.Холон, музея израильской промышленности города Тефена, клуба "Моадон №5" Гиватаима, мэрии Тель-Авива и полиции. Последние подключились очень кстати: во первых, это помогло избежать бюрократической волокиты, связанной с техосмотром машин, во-вторых, в музее полиции города Шорорамы были практически из утиля возрождены несколько очень любопытных экземпляров.

Вообще исправность машины являлась обязательным условием ее участия в выставке, но если остальные авто были на ходу, то полицейские, после выхода на пенсию, обездвиженно доживали свой век на музейной стоянке. Зато теперь некоторые из них обрели вторую молодость, а к концу года планируется поголовное - простите, помоторное воскрешение.

Выставка готовилась в течение нескольких лет с особой скурпулезностью. У автомобиля должны быть оригинальные детали - но как быть, если многие давно пришли в негодность, а запасных уже несколько десятков лет никто не выпускал? На помощь пришли сотрудники тефенского музея, в архивах которого была отобрана техническая документация, после чего "Моадон №5" договорился с частными мастерскими, и недостающие детали были изготовлены по старым чертежам.

Междунарожные автосолоны

Первыми автомобилями, появившимися на просторах нашей Родины, были... "дилижансы". Точнее, так местные жители прозвали автобусы "Шевроле", за внешнее сходство с каретами из американских вестернов. Впервые они появились на тогда еще узких тель-авивских улочках в начале 1924 года стараниями первого мэра города Мэира Дизенгофа. Заядлый лошадник, Дизенгоф, тем не менее горячо поддержал идею Давида Бен-Гуриона о постепенном переходе с гужевого транспорта на автомобильный.

В феврале 1924 года "дилижансы" сновали по Тель-Авиву, потом появились маршруты, соединившие "город без остановки" с Петах-Тиквой, Ришон ле-Ционом, Иерусалимом и Хайфой. Расчитанный всего на 7 пассажиров (6 в кузове и 1 рядом с водителем), приводимый в движение переднеприводной ручкой, с максимальной скоростью в 50 км/час и жесткими деревянными сидениями, "дилижанс" вводил первых пассажиров в абсолютный экстаз.

10 лет "дилижансы" верой и правдой служили городу. Однако к началу 40-х годов они были постепенно вытеснены современными моделями автобусов. Возможно, сказались запросы тель-авивской богемы, которая ждала от автобусов хотя бы подобия того комфорта, который предоставляли появившиеся на улицах в эти годы легковушки.

А самому появлению легковых автомобилей мы обязаны "проклятым англичанам" - высшие чиновники колониальной администрации, старшие офицеры армии и полиции, а также некоторые руководители еврейского ишува были первыми владельцами этих престижных авто. Первоначально личный автомобиль был таким дорогим удовольствием, что даже не каждый банкир мог позволить себе его иметь. Владелец автомобиля тогда был кем-то сродни владельцу частного самолета сегодня.

Но страна развивалась, и вскоре "Шевроле", "Вокс Холлы", "Форды", "Тальботы" и "Фиаты" все чаще стали мелькать на ее дорогах. В то же время некоторые репатрианты из Германии и США привезли автомобить с собой. И к концу 30-годов уже можно было говорить , что у Израиля имеется пусть немногочисленный, но все же собственный автопарк.

Дальше была война. Опуская подробности, скажем только, что моду на джипы породила именно она. Кстати, и первые израильские байкеры, и полицейские-мотоциклисты служили в элитном мотоподразделении английской армии.

Наступили 50-е. Несмотря на войны, которые то и дело приходилось вести нашей стране, жизнь в ней постепенно налаживалась, благосостояние людей росло, а с ним и число автовладельцев. В 1955 году на улице Герцель в Тель-Авиве открыли представительства три транснациональные автомобильные корпорации: "Фиат", "БМВ" и "Форд".

А в 1959 году впервые в истории Израиля здесь прошел международный салон (потом будут еще два - в 1969 и 1976 годах). Интересно, что сегодня в моде именно те образцы автодизайна, которые были впервые опробованы на тель-авивском салоне 1959 года!

"Стиль" 3 Июнь 2003


Фото/Видео
Studebaker Lark 6 Cruiser 1963

Фото/Видео
Ford Mustang 1966

Фото/Видео
Ford Capri RS 1973 2600cc V6

Фото/Видео
BMW 700 Convertible

Фото/Видео
BMW 700cc 2 doors

Фото/Видео
Opel Olympia Rekord P1 1959

Фото/Видео
Ford A

Фото/Видео
Pakard

Фото/Видео
Land Rover

Фото/Видео
Rover 16 1946

Фото www.5club.org.il
Copyright © 2003
Интересные Ресурсы:
аренда автокранов проф
Hosted by uCoz