Hosted by uCoz
| Главная страница | История | Информация и советы | Люди и автомобили | Фотогалерея | Юмор | Объявления | Фирмы и сайты |

Действие водителя на месте дорожно-транспортного происшествия. Следствие по ДТП

   Действие водителя, ставшего свидетелем или непосредственным участником ДТП, необходимо рассмотреть в двух направлениях:
-В свете требований Правил движения, содержащих перечень необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим и фиксации обстоятельств происшестия;
-В свете рекомендаций специалиста по раследованию дорожных происшествий о правильном поведении водителя на всех этапах фиксации и расследования обстоятельств происшествия.

Опытные водители и автоспециалисты правоохранительных органов прекрасно знают целый ряд случаев, когда водители крайне халатно относятся к дейстиям по фиксации обстоятельств ДТП, что потом приводит, к утере самых веских доказательств их невиновности. А после драки кулаками не машут! Ни следов торможения или бокового скольжения; ни лежащих на дороге предметов,имеющих отнощение к аварии; ни свидетелей уже не вернуть. А все это по чьей-то небрежности или не попало в протокол, или показано на схеме без указания размеров. А водитель,безусловно, стоял в стороне. Итак...

Часть 1 (ОФИЦИАЛЬНАЯ) ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ

   Водитель,проезжаюший место дорожного происшествия, обязан немедленно остановиться и действовать в следующем порядке:
-Предотвратить развитие событий происшесвия, которые могут повлечь дополнительный ущерб;
-Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в рамках знаний, обязательных для всех водителей транспортных средств;
-Вызвать на место происшествия полицию и профессиональные спасательные службы и до их прибытия находится возле пострадавших, оказывая им помощь;
-В случае отсутсвия возможности вызвать срочную помощь отправить пострадавших к ближайшему месту оказания квалифицированной медицинской помощи.

   Водитель,ставший участником ДТП, где люди получили телесные повреждения, обязан:
-Немедленно остановиться и не трогать с места свое транспортное средство и все предметы, относящиеся к происшествию;
-Дейсвовать, как указано в предыдущем разделе;
-Сообщить о происшедшем в полицию, указав место и характер просшествия, свои данные, сведения о пострадавших и участвовавших транспортных средствах;
-Cообщить пострадавшему или его попутчикам все сведения о себе и своем транспортном средстве;
-По указанию полицейского освободить место на проезжей части (после документальной фиксации точного расположения транспортного средства на месте аварии).

   Водитель-участик ДТП,при котором нанесен только материальный ущерб, обязан:
-Cообщить владельцу поврежденного транспортного средства или другого имущества, получившего ущерб в результате ДТП, все свои данные, сведения о страховке и транспортном средстве. При необходимости предъявить удостоверение личности и позволить сделать все записи;
-Если транспортное средство мешает движению, убрать его к краю проезжей части или за ее пределы, предворительно сфотографировав или составив схему места происшествия. Эту схему желательно подписать на месте ДТП всем его участникам (рекомендация);
-Если владелец поврежденного транспортного средства или другого имущества не находится на месте происшесвия, оставить ему записку с указанием перечисленных выше данных. Наряду с этим следует в течение 24 часов сообщить о случившемся в ближайшее отделение полиции.

Часть 2. РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

   Используя опыт правильных действий водителей, случаи из практики, знание Правил и элементарную юридическую грамотность, которой должен обладать каждый водитель (дицо, связанное с использованием источника повышенной опасности) ,рассмотрим следующие вопросы:
1.Права водителя, ставшего участником ДТП.
2.Действие водителя в ожидании пробытия сотрудников полиции.
3.Участие водителя в оформлении документов по факту ДТП.
4.Участие водителя в следствии по делу о дорожном происшествии.

Прежде всего мне хочется опровергнуть рассуждения о том, что участник ДТП не имеет возможности как-то влиять на весь ход расследования, что "водитель ничего не докажет и никогда не бывает прав". Дело в том, что каждый водитель должен уметь самостоятельно, без посторонней помощи, на месте определить - что произошло и получить предварительное представление: кто из участников ДТП виновен в случившемся. А затем самостоятельно активно участвовать в расследовании.

;

1.Неправ тот, кто не знает своих прав

   Каждый водитель должен знать, что Закон дает ему большие права личного непосредсвенного участия во всех процедурах по осмотру места происшествия, участию в оформлении документов, даче всех необходимых по его мнению показаний и требовании их записи сотрудником полиции. Водитель имеет право на месте происшесвия знакомиться со всеми материалами, составленными сотрудниками полиции, подписывать все схемы и протоколы, требовать точной записи показаний всех свидетелей и других лиц, причастных к ДТП. Он должен указать сотруднику полиции на все поврежления транспортных средств и имущества, находящегося в автомобиле,требуя записать в протоколе их точные наименования и степень потерь.
В случае усмотрения неточности в записях, сделанных лицом, оформляющим материалы ДТП, водитель имеет право потребовать их изменения. В случае отказа внести поправки он должен изложить свое мнение на отдельном листе и полицейский обязан приобщить его к протоколу, внеся в перечень составленных документов.
Никто не имеет права запретить водителю делать на месте происшествия фотографии, зарисовки, беседовать со свидетелями и участниками ДТП.
Все факты нарушения прав водителя, в частности, его личного участия в расследовании следует изложить в виде жалобы-заявления и направить на имя начальника полиции, на участке которого произошло ДТП, а в случае непринятия мер - в прокуратуру.

2.На месте ДТП в ожидании полиции

   Как только столкнувшиеся автомобили остановились, первым делом водитель должен выяснить - нет ли пострадавших в результате аварии, и действовать в соответсвии с вышеизложенными требованиями Правил.
Но вот все официальные предписания выполнены, и здесь главная задача водителя - принять все меры к сохранению обстановки на месте происшесвия: не дать затоптать тормозной путь или следы бокового скольжения (после столкновения); не разрешать двигать предметы и детали автомобиля, отлетевшие в сторону от удара; не разрешать никому править какие-то детали оперения и вообщее касаться автомобиля (вращать руль, переключать скорости, нажимать педали).
Найдется много советчиков со стороны, дающих "ценные указания" -как "улучшить" обстановку ДТП до приезда полиции. Не слушайте никого!
Ни в коем случае не давайте втянуть в себя в спор - "кто виноват?!", так как здесь действует не сила доказательств, а сила голосовых связок.
Даже определив, что вы виновник (что зачастую оказывается впоследсвии ошибкой), обязательно дождитесь сотрудника полиции и выполняйте все его распоряжения. Но... еще раз прочтите перечень своих прав.
Учтите, что в большинстве случаев водитель в складывающейся аварийной ситуации реагирует на внезапность правильными привычными действиями и поправлять результаты не рекомендуется. Так что ждите полицию и чаще повторяйте про себя "cовланут"...

3. На месте ДТП вместе с инспектором

   Практически, беседуя о правах водителя, мы уже полностью охватили образ его действия при оформлении материалов ДТП. Хочу перечислить моменты, достойные особого внимания:.
-Сразу дать понять лицу, руководящему осмотром места ДТП, что вы знаете свои права и собираетесь воспользоваться ими. Но осуществляйте свое участие корректно, без нажима, не вступая в ненужные споры. Все ваши возражения следует подать в письменной форме и проследить, чтобы они были приобщены к другим материалам..
-В случае требования "освободить место ДТП", "пройти в сторону", "не мешать", немедленно напомнить о своем праве личного участия во всех следсвенных действиях на месте ДТП, так как в противном случае вами не будут подписаны все необходимые документы..
-Будьте внимательны, перечисляя видимые повреждения транспортного средства и ущерб, нанесенный багажу и другим вещам (в том числе серьезные повреждения одежды). Все это необходимо для решения вопроса о компенсации..
-И последнее (но не по важности). Запишите для себя свидетелей происшествия с их адресами и телефонами, несмотря на то, что их уже внесли в протокол.

4.Во время следствия по ДТП

  В процессе следствия водитель-участник ДТП может являться свидетелем, пострадавшим или подозреваемым (при доказательсвах-обвиняемым). Для того, чтобы не стать пешкой в этом важном процессе и потом распутывать петли уже составленного обвинительного заключения, необходимы элементарные (обьязательные) знания некоторых юридических положений, единных для всех национальных законов.

   а)Уголовная ответственность ( уголовное дело)

Уголовная ответственность водителей и пешеходов предусмотрена специальными "транспортными" статьями свода законов государства Израиль в случаях, когда их неправомерные действия в процессе дорожного движения привели к причинению вреда людям или серьезного вреда имуществу. Если во время движения транспортных средств произошло событие, повлекшее серьезные телесные повреждения или смерть его участников либо был нанесен большой вред дорогостоящему имуществу (вплоть до его полного уничтожения), то для расследования происшествия выезжает специальная бригада полиции. На месте происшествия составляются документы, которые впоследствии послужат основанием для возбуждения уголовного дела. Только в результате тщательного расследования всех обстоятельств события , после выяснения роли всех участников, правомерности их действий до происшествия и во время его течения, можно точно установить, кто явился инициатором создания аварийной обстановки. Однако водитель не считается преступником до тех пор пока его вина не будет полностью доказана в суде. Ему может быть предъявлено обвинение по одной или нескольким статьям уголовного кодекса. Затем дело передается в суд и после судебного разбирательства выносится приговор. При этом гражданин может перейти из категории "подследственного" в ранг "осужденного".

   б)Что такое "вина" (виновник)

Если в процессе какого-то транспортного происшествия был причинен вред здоровью людей, имуществу, дорожным сооружениям или самому транспортному средству, задача следствия - установить связь причиненного вреда с противоправными действиями участника (участников) ДТП. Если связь будет обнаружена ,то этот участник и будет виновником происшествия.

   в)Что такое "причинная связь"

Следствие может обнаружить ряд нарушений требований Правил со стороны водителя-участника ДТП (был в нетрезвом состоянии, превысил допустимую скорость, не надел ремень безопасности и т.д.). Необходимо установить "причинную связь" этих противоправных дейсвий с наступившими вредными последсвиями (т.е. является ли нанесенный ущерб прямым следствием этих нарушений). И если такой связи нет, то водитель может нести только административную ответсвенность за проступки, но не уголовную за последствия. Надо искать другого виновника или другие причины (см. ниже).

   г)Что такое "непреодолимая сила", или "непреодолимые обстоятельства"

Причиной ДТП могут стать силы или обстоятельства, которые водитель был не в состоянии предвидеть, предотвратить или преодолеть.

Примеры:

1.Выехав в темное время суток из-за поворота дороги, водитель видит лежащее поперек дороги дерево, поваленное бурей. За час до этого он ехал здесь в другую сторону, и дорога была чистой. Появление в свете фар дерева внезапно, и расстояние до него меньше остановочного пути автомобиля, двигавшегося с разрешенной скоростью. Результат-авария с тяжелыми телесными повреждениями.

2.На пути водителя стал перебегать дорогу мальчик. Водитель применил экстренное торможение (вызванное необходимостью), и при этом лопнул тормозной шланг колеса. Автомобиль стало заносить, и мальчик был сбит. При технической экспертизе был обнаружен заводской дефект места крепления шланга, который водитель не мог обнаружить. Здесь действовала непреодолимая сила.

   д)Преднамеренные и непреднамеренные действия

Дорожным происшествием не считается авария, если причинение вреда явилось результатом "преднамеренных действий" каких-то лиц.

Пример. Г-н "В", двигаясь на своем автомобиле со скоростью 110 км/ч, совершил столкновение с автомобилем,в котором ехал г-н "Б". При Этом "Б" погиб, а его потерявший управление автомобиль выехал на полосу встречного движения и столкнулся с грузовиком. В аварии пострадали 3 человека, нанесен большой материальный ущерб. На следствии г-н "В" признался, что совершил по отношению к г-н "Б" акт мести. Г-н "В" привлечен к уголовной ответственности за преднамеренное убийство (орудие-автомобиль), а авария не попала в отчетность дорожной полиции.
Подавляющее большинство ДТП-результат непреднамеренных действий (невнимательность, неграмотность, неопытность, плохая реакция и т.д.), но водители за причинение серьезного вреда несут суровую ответственность как лица, профессионально связанные с использованием источника повышенной опасности-автомотобиля.

   е) Принятие неправильных мер

Причинной нанесенного в процессе дорожного движения вреда могут быть не противозаконные дествия водителя, а принятия им в сложившейся аварийной обстановке неправильных мер,не только не предотвративших или смягчивших причинение вреда, но даже усиливших тяжесть последствий.

Пример. Двигаясь по дороге, имеющей 2 полосы в каждом направлении, водитель почти поравнялся со стоящим у тротуара автобусом. Внезапно из-за автобуса вышел мужчина, пересекавший проезжую часть. Водитель подумал, что тормозить бесполезно, и, не снижая скорости, резко сделал маневр влево, но не справился с управленим, автомобиль пересек ось дороги,выехал на противоположный тротуар и сбил 3-х человек (все получили телесные повреждения средней тяжести). Водитель был обвинен в принятии неправильных мер в конкретной обстановке. Правильно было или тормозить, тогда бы человек продолжал двигаться и возможно успел бы выйти из полосы движения, или одновременно с торможением направить автомобиль в борт автобуса,выбрав меньший ущерб.
Оперируя приведенными разъяснениями терминов расследования и обвинения, водитель может участвовать в процессе рассмотрения дела о ДТП на всех этапах. Надо только верить в торжество принципа "презумпции невиновности": водитель не должен доказывать свою невиновность, следсвие должно доказать наличие вины. Задача водителя самому или с помощью адвоката приводить аргументы правильности своих действий. Конечно,в том случае, если он прав!

Ю.Бродитский
Правила и безопасность дорожного
движения Государства Израиль
"Исрадон" 2002
Copyright © 2003
Интересные Ресурсы:
Нужна разработка спецодежды? Сезонная спецодежда в Москве. продам авто новосибирск салоны бу авто продажа автомобилей мазда Полезная ссылка, купить квартиры - для вас! Хотите чтобы металлочерепица со склада в москве
Hosted by uCoz